+7 499 653 88 44
+7 499 653 88 98
+7 495 775 42 02

Прием и выдача автомобилей 09:00 - 20:00 ежедневно

Прием звонков и заявок 09:00 - 23:00 ежедневно

Москва безколесная

ГИБДД Москвы подвела итоги по автоугонам в столице за 2007 год. Помимо того, что самым популярной машиной у бандитов вместо Volkswagen Passat стала Toyota Corolla, прошлый год отметился первым в России угнанным Maybach и массовыми угонами иномарок премиум-класса. Разбирался Иван Ветреный.

Цифры не врут

В конце этой зимы в газеты попала статистика автомобильных угонов, которую подвела московская милиция. По данным ГИБДД, в 2007 году в городе было совершено 13675 краж  автомобилей: это на 5.1% меньше, чем в 2006 году. Исключение из положительной динамики составляют лишь два района - это ЮВАО, где в прошлом году угнали на 9.3% больше машин, чем в 2006 году, и ЗАО (на 2.9% больше). Гаишники объясняют это тем, что в первом районе слишком высокий уровень преступности, а во втором ведется активное строительство элитного жилья, к которому традиционно тяготеет много дорогого автотранспорта.

Однако наибольший интерес для автомобилистов представляет не общая статистика, а данные по самым угоняемым моделям машин (см. таблицу). В первую очередь, привлекает внимание то, что первое место в списке заняла Toyota Corolla: мало того, что она поднялась на три строчки по сравнению с 2006 годом, так она еще и столкнула с пьедестала почета традиционного лидера Volkswagen Passat. От японского производителя помимо Corolla в Top-10 самых интересных для угонщиков автомобилей попали еще две модели - Avensis и Camry.

В ГИБДД рассказать нам о причинах таких сдвигов не захотели, объяснив это лишь сезонными всплесками, связанными с активизации деятельности той или иной банды угонщиков. Впрочем, объяснения нашлись у самих автопроизводителей. Например, в компании Toyota присутствие моделей в рейтинге объясняют возросшей популярностью марки и возросшими продажами: популярной у угонщиков Corolla было продано на 24,7% больше, чем в 2006 году, Camry -- на 46%, Avensis -- на 58,6%. В Volkswagen смещение в рейтинге объясняют более мощной противоугонной системой на новых поколениях Passat.

Независимые эксперты придерживаются иного мнения. "Не удивительно, что в отчет попали такие машины, как Passat и Corolla, - считает директор по развитию московской компании Autosecurity (одной из крупнейших противоугонных компаний в России) Игорь Хереш.-- Passat угоняют в основном выпуска конца 1990-х - это модификация B5. Их было ввезено в страну очень много, к тому же их очень легко угнать из-за несовершенства штатной противоугонной системы". С ним отчасти согласен и менеджер компании Apex-AG Игорь Демичев. "Эти машины просто стали жертвой стечения обстоятельств, - считает он. - Модель эта достаточно старая, и владельцы не всегда готов вкладываться в ее защиту, поэтому, как правило, там стоит простейшая сигнализация, способная противостоять только пионерам. Штатная противоугонная система на таки[ машинах не соответствует нынешним угрозам по перехвату радиоканала, кроме того, путем нехитрых манипуляций, можно легко ввести иммобилайзер в аварийный режим и уехать".

С Corolla ситуация складывается немного иначе. Игорь Хереш, к примеру, считает, что присутствие трех моделей Toyota в рейтинге объясняется "слабой противоугонной системой". При этом, как в случае и с Passat, в рейтинге довольно много поддержанных "Королл". "Машины, которые покупали в те времена, приобретались через дилеров, которые обычно сами ставили противоугонные системы, - говорит Игорь Демичев. - Обычно это делалось "для галочки", чтобы отчитаться перед клиентом, но не более. Ситуацию усугублял и тот факт, что многие дилеры не давали поставить противоугонную систему в других местах, угрожая потерей гарантии. Кроме того, машины типа Toyota Corolla покупались в основном женской половиной населения, а им повесить лапшу на уши проще. Плюс структура радиоканала на 'Тойотах' не менялась и угонщикам она давно известна".

VIP-рейтинг

Статистика, представленная ГИБДД, дает не полную картину по угонам в столице. Дело в том, что в нее не попали многие дорогие иномарки, которые угоняются куда чаще Toyota и Corolla. Все потому, что данные гаишников не соотносятся с общим количеством зарегистрированных в городе автомобилей. Например, Porsche Cayenne могли угнать всего несколько десятков, при этом их всего несколько сотен в городе (условно), значит, вероятность угона крайне высока. Об этом свидетельствует и всплеск краж Porsche Сayenne в 2007 году, не заметить которого не мог только ленивый: сообщения об угонах этой машины появлялись в новостях чуть ли не каждый день. Справедливости ради надо сказать, что массовые угоны "Каенов"  начались еще в позапрошлом году, из-за чего некоторые страховые компании даже перестали их страховать по риску "Угон", к примеру, "Ингосстрах". Лишь в конце февраля 2008 года компания возобновила  оформление страховки на эти Porsche по ставке 7.58%.

Но это не значит, что угоны дорогих иномарок невозможно отследить. Понять это можно, ориентируясь на данные страховых компаний, которые отдельно от гаишников фиксируют угоны автомобилей их клиентов. В таких рейтингах место машины тем выше, чем цена страховки в процентном соотношении от полной стоимости автомобиля. Вот, например, данные "РЕСО-Гарантия":  на первом месте у компании Lexus RX и его праворульная версия Toyota Harrier (14%), затем Toyota Land Cruiser (8%), Porsche Cayenne (7%), Toyota Avensis (5%), Toyota Rav4 2003-2005 года выпуска (3%), Subaru Tribeca (3%).

Однако есть машины, которые не попали ни в ту, ни в другую статистику, но, тем не менее, об их угоне знают многие москвичи. Речь идет, в первую очередь, об первом с начала официальных продаж в 2003 году угоне Maybach 57 стоимостью 530 тыс. Евро, который, к счастью удалось вернуть. "Угон представительского класса обычно сопровождается разведкой, машину обычно "пасут", некоторые могут знать ,что им будет противостоять, что и где искать по машине, - рассказывает Игорь Демичев.- В отдельных случаях угонщики могут взять такую же машину, загнать ее к тем же установщикам противоугонных систем,  а потом разобрать до болтиков, чтобы понять почерк мастера-установщика".Так же в конце прошлого удалось разыскать и вернуть шесть из одиннадцати похищенных за 2007 год Bentley. При этом выяснилось, что часть из этих автомобилей угонялась не для последующей перепродажи (учитывая эксклюзивность машин, она довольно затруднительна), а для возвращения за выкуп самим владельцам: в ряде таки случаев машины выкупались владельцами.  Пробивая по базам телефоны переговорщиков, милиционерам удалось выйти на нескольких подозреваемых, которые и были задержаны. В ГУВД говорят, что самостоятельно вести переговоры с угонщиками опасно, можно не только не вернуть машину, но и потерять дополнительные деньги: в качестве переговорщиков о возвращении автомобиля могут выступать не настоящие угонщики, а мошенники. В милиции считают, что сейчас в столице действует банда угонщиков, состоящая из выходцев с Кавказа, которая специализируется на хищениях элитных машин.

Защита от дурака

Уровень угонов как недорогих иномарок, попавших в рейтинг ГИБДД, так и машин премиум-класса, зависят от многих причин. Игорь Демичев, к примеру, считает, что дорогие иномарки потихоньку выходят из разряда гарантийных, поэтому их начинают больше воровать. "Туарег" и "Каен" сделаны на одной базе, и противоугонный механизм у них схожий, - уверен Игорь Хереш. -  Однако популярнейший Porsche это не спасает от угонов, а VW - иногда спасает. Это объясняется тем, что на угон "Каенов" идут другие люди, имеющий иной уровень профессионализма".

Угонят вашу машину или нет, во многом зависит от уровня установленной защиты. К примеру, штатная сигнализация, которая была установлена в Maybach, защищает лишь от проникновения в салон и принудительной буксировки. То есть, когда преступники уже в машине, подобная защита бесполезна. Спутниковая система поиска также не помогла милиционерам: преступники могли ее отключить, либо лимузин могли загнать и в металлический контейнер или бетонный гараж, через стенки которого сигнал практически не проходит.

"В любой новой машине, выставленной на продажу в салоне, имеется штатный иммобилизайер или сигнализация, - говорит Игорь Хереш.- Если я хочу угнать машину, я пойду в салон и посмотрю где в машине, скажем, блок управления двигателем. Проблема всех штатных устройств в том, в том, что он расположены в одинаковых местах и работают в одинаковом алгоритме".

Однако чуть ли не самым важным фактором, влияющим на уровень угонов, является поведение самих автовладельцев, которые частенько попросту саботируют противоугонные системы, независимо от того, штатные они дополнительные. Самый типичный пример, когда в машине установлен замок на коробку передач, а клиент его не запирает. "Еще один пример: как показали наши наблюдения, метка "блэг-бага"  в 50% случаях остается в салоне на ночь, то есть половина клиентов метку из машины не вытаскивают, хотя должны носить не только с собой, но отдельно от брелка, - в другом кармане или на другой связке ключей, - рассказывает Игорь Хереш. - Или вот другой пример: к нам приезжает клиент на химчистку, для этого нужно поставить противоугонную систему в сервисный режим. У спутниковой системы это делается просто - надо позвонить по телефону и назвать свой пароль, а клиент указывает на водительский солнцезащитный козырек, в кармашек которого помещена бумажка с кодом. Это нонсенс!".

Объясняется такой подход просто: большинство потребителей хотят ездить на машинах и более ничего не делать. "Не более 10% от всех автовладельцев хотят инвестировать деньги в защиту автомобиля деньги помимо страховки и установки спутника, - говорит Игорь Хереш. -- А 90% говорят - мне все равно, у меня же "Каско". Но ведь почему-то все забывают, что если машину угнали, а она застрахована по "Каско", то вы потеряете до 30% стоимости автомобиля засчет амортизации. Но большинство рассчитывают, что им возместят всю стоимость машины, т.к. правила страхования не знают и договора страхования не читают".

Прогноз угона

Исходя из прошлогодних тенденций, можно примерно прикинуть, какие иномарки будут популярны у угонщиков в 2008 году. "Не исключено, что в будущем году может резко увеличиться число попыток угонов Mazda 6. Сейчас ситуация с этой моделью такая же, как с Honda Accord, которая несколько лет назад также набирала популярность, - прогнозирует Игорь Хереш.- Тем более, что Honda уже надоела угонщикам и их заказчикам. Из дорогих моделей опасность ждет новичка -- Toyota Land Cruiser 200, во всяком случае уже в первый же месяц продаж в России к нам приезжали клиенты с попытками угонов."

По мнению Игоря Демичева, в следующем году появится новый "Accord", а предыдущая модель станет старой и будет, возможно, популярна у разборщиков, поэтому списывать "Хонду" с позиций в рейтинге не стоит. "Кроме того, многие новые Audi, которые сейчас не популярны у угонщиков, скоро начнут выходит из периода трехлеток, сниматься с гарантий и попадут в группу риска", - считает он.

Другой претендент на попадание в рейтинг - Honda CR-V. "Новая CR-V, которая получилась довольно неплохой машиной будет будет пользоваться популярностью не меньше, чем предыдущая модель", - говорит Игорь Хереш. В ГИБДД считают, что все шансы выйти в лидеры имеют корейские Hyundai и Kia.