+7 499 653 88 44
+7 499 653 88 98
+7 495 775 42 02

Прием и выдача автомобилей 09:00 - 20:00 ежедневно

Прием звонков и заявок 09:00 - 23:00 ежедневно

Космический мусор

Дорогостоящие спутниковые охранные системы не представляют никакой сложности для автоугонщиков

По количеству автоугонов Россия уверенно занимает одну из лидирующих позиций в мире. Cотни фирм предлагают обывателю всевозможные способы защиты машины от угона. К разряду одних из самых дорогих относятся спутниковые охранные системы, которые, по словам их производителей, способны не только предотвратить угон, но и помочь найти машину в любой точке планеты. Между тем эксперты отмечают, что такие системы не представляют абсолютно никакой сложности для профессиональных угонщиков.

Молодожёны Антохины получили новенькую "Хонду Аккорд" в подарок от родителей в день свадьбы. Зная, что машина пользуется особой популярностью у угонщиков, на "противоугонке" решили не экономить. "Хонду" оборудовали новейшей спутниковой охранной системой ценой в 2,5 тыс. долларов. Деньги отдавали без тени сомнения: менеджеры спутниковой компании говорили непонятные, но завораживающие слова об искусственном интеллекте, прыгающих частотах, дублирующих каналах, блокировках, vip-тарифе и т. д. Кроме того, "спутник" давал возможность получить существенную скидку в страховой компании.  Но хай-тек-сказка  длилась недолго. Спустя неделю около 10 часов вечера хозяину "Хонды" позвонил оператор спутниковой компании и сообщил, что на машине сработал датчик удара. Хозяин стрелой выбежал на балкон, но машина, как и прежде, стояла у подъезда. Ничто, казалось, не предвещало беды. Счастливый обладатель "Хонды" не мог представить, что видит свою "ласточку" в последний раз. К утру машина исчезла. Оператор спутниковой компании лишь сообщил по телефону, что машину на карте он не видит и, куда она делась, не имеет понятия.

Напомним, машина была застрахована. Антохины заплатили 2,5 тыс. долларов за "спутник", 3 тыс. долларов за страховку и чуть более 1 тыс. долларов за амортизацию. Поначалу Антохины надеялись получить хоть какую-то компенсацию от спутниковой компании, но вскоре от этой затеи отказались. "Так они же не несут никакой ответственности!" - огорошил молодожёнов знакомый адвокат, внимательно изучив договор со спутниковой компанией...

Первые автомобильные спутниковые охранные системы начали появляться в России в конце 90-х годов минувшего столетия. Тогда "спутник" в машине считался почти статусной вещью. Кроме того, поначалу такие системы действительно представляли для угонщиков серьёзную проблему: машины то глохли посреди дороги, то на следующий день в отстойники вдруг приезжали наряды милиции. Но век спутниковых охранных систем как 100-процентной панацеи от угонов оказался недолог. Вскоре машины стали исчезать так же бесследно, как и безо всякого "спутника". В народе поползли слухи о неких таинственных подземных отстойниках, где не берёт спутник. Наиболее же экзотическая версия гласила, что по Москве курсируют фуры с обшитыми свинцом кузовами, в которые загоняют угнанные машины. Впрочем, подобные мифы можно слышать и поныне.

По приблизительным оценкам, только в Москве спутниковыми охранными системами сегодня оснащены около 50 тыс. автомобилей. Рынок серьёзный. Особенно если учесть, что стоимость самого продвинутого спутникового оборудования и его установки может доходить до 100 тыс. рублей. Средней руки комплект стоит порядка 50 тыс. рублей. Кроме того, все владельцы спутниковой сигнализации платят абонентскую плату от 6 до 30 тыс. рублей в год. Как видим, удовольствие не из дешёвых. Но, как известно, на любой хитрый замок всегда найдётся хитрая отмычка. Тем более что на самом деле взломать "спутник" не так уж и сложно.

- Никаких принципиальных изменений за последние 10 лет в "спутниках" не произошло, - рассказывает нам специалист по охранным системам Андрей Р. - Любая спутниковая охранная система состоит из двух основных блоков: это блок GPS (навигационная система Global Positioning Systeм), который принимает сигнал со спутников и определяет координаты автомобиля, и блок GSM - по сути, это обычный мобильный телефон, который передаёт информацию о местоположении автомобиля по сотовым сетям оператору. Далее компьютер накладывает координаты на электронную карту, и оператор видит, где в данный момент находится автомобиль.

Конечно, спутниковая охранная система предназначена не только для определения координат машины. К блоку GSM подключается сигнализация, и в случае её срабатывания оператор получает сигнал и сообщает об этом владельцу машины. А при желании может и заглушить на расстоянии её двигатель. Кроме того, к спутниковой системе могут быть подключены всевозможные датчики и даже видеокамеры. Но, как оказывается, всё это пустое.

Итак, некие злоумышленники решили угнать ваш автомобиль. Машина оборудована спутниковой охранной системой, и вы уверены в том, что в случае попытки угона бдительный оператор немедленно подаст сигнал тревоги. А если и прохлопает, то по крайней мере обнаружит, где машина будет находиться следующим утром. Естественно, для угонщиков такой ход событий, мягко говоря, непривлекателен. Следуя элементарной логике, первое, что должны сделать преступники, - это изолировать спутниковую систему от оператора. Но как это сделать, не дотрагиваясь до автомобиля? Ведь теоретически даже в случае небольшого толчка оператор получит тревожный сигнал. Но это теоретически. Практически "обезвредить" спутниковый комплекс можно с расстояния хоть до 100 метров.

- Самый банальный и самый эффективный метод нейтрализации спутниковых систем - это подавление частот GSM, по которым и осуществляется связь между автомобилем и спутниковым оператором, - рассказывает наш собеседник. - После того как сигнал подавлен, угонщики могут действовать по двум вариантам: либо отключать спутниковую систему  на месте, либо продолжать его глушить по дороге в отстойник.

- Наверное, чтобы заглушить дорогущую охранную систему, надо тренироваться несколько лет и обладать серьёзным оборудованием? - спрашиваем Андрея Р.

- Такой  прибор может спаять любой радиолюбитель, стоимость элементной базы не превышает 1000 рублей, - обескураживает нас собеседник. -   Ещё проще заказать его через Интернет с гарантией и инструкцией по применению.

Не поверив словам Андрея, мы бросились терзать интернет-поисковые системы комбинациями "подавление GSM частот", "глушение GSM частот". Истина открылась с первой попытки.

"Мобильный телефон стал просто незаменимым для каждого современного человека. Однако есть у мобильных телефонов один недостаток - они издают звуки, звонят, причём порой в самый неподходящий момент. Особенно неприятно, когда на совещании или деловых переговорах чей-то телефон разражается "Муркой" или "Менеджером". Решение этой проблемы - подавители GSM-сигнала". С таких убедительных слов начинался первый же выданный поисковиком сайт по торговле GSM-глушилками. Ассортимент продукции оказался достаточно широким.

Самый простой аппарат с радиусом действия от 2 до 5 метров стоит 7800 рублей с бесплатной доставкой по Москве и годовой гарантией. Самый мощный прибор способен глушить всё и вся в радиусе 40 метров и всего за 19 тыс. рублей. Кстати, все эти приборы имеют необходимые сертификаты.

 - Никаких эффективных средств защиты от таких "глушилок" не существует. После проникновения в автомобиль систему либо продолжают глушить, либо просто отключают. На это у опытных угонщиков уходит около 2-5 минут,  - продолжает Андрей Р. - Дело в том, что одно из самых уязвимых мест спутниковых систем состоит в том, что антенна должна постоянно "видеть" небо. Поэтому антенны традиционно прячут в одних и тех же местах. То же самое происходит и с блоками.

Согласитесь, всё это выглядит весьма странным. Как мы уже говорили, сегодня только в Москве более 50 тыс. автомобилей оборудованы спутниковыми системами. Так, неужели все их владельцы такие лохи и просто платят деньги за мусор?

В поисках правды мы отправились в центр автомобильной безопасности Аutosecurity, который помимо неспутниковых противоугонных комплексов  занимается и установкой "спутников". После непродолжительной экскурсии по боксам мы задали главный интересующий нас вопрос директору центра по развитию Игорю Херешу:

- Правда ли, что "спутники" на самом деле не способны защитить машину от угона?
- А мы вообще не рассматриваем спутниковую охранную систему как серьёзное средство защиты от угона. На рынке каждый год появляются всё новые системы, но большинство из них по-прежнему абсолютно беззащитны, - отвечает наш собеседник. 

Некоторые новинки и вовсе вызывают у специалистов откровенное недоумение. Так, в 2007 году в России появился спутниковый охранный комплекс, который, как заявляют разработчики, способен распознавать глушение сигнала в автономном режиме и блокирует работу двигателя. На то, что его глушат, "спутник" узнаёт просто: двигатель глохнет после того, как блок GSM "теряет" сеть. Точно так же, как мобильный телефон, когда вы спускаетесь в подземный переход или метро. А теперь представьте, что вы въезжаете на скорости 120 километров час в Лефортовский тоннель и у вас глохнет двигатель, а вместе с ним перестаёт работать гидроусилитель руля и усилитель тормозов! Последствия могут быть самыми печальными.

 - Между собой мы называем все эти усовершенствования "новым улучшенным Фэйри".  Более того, все заявления о дублирующих каналах, прыгающих частотах и т. д., как правило, носят маркетинговый характер, - считает Игорь Хереш. - Мы работаем с некоторыми страховыми компаниями и тестируем для них в том числе и спутниковые системы. Но ещё не было ни одного "спутника", который нам  не удалось бы "обмануть".

- Но если "спутники" действительно так плохи, то почему вы их ставите клиентам? - задаем мы провокационный вопрос Игорю Херешу.
- Самое интересное то, что большинство клиентов знают о том, что спутниковые  системы  недостаточно эффективны. Многие их ставят лишь для того, чтобы получить скидку в страховой компании. Со "спутником" страховать гораздо выгоднее.

Получается, что страховые компании попросту вынуждают своих клиентов ставить на машины почти бесполезные в плане защиты от угона спутниковые системы. Но в то же время страховать машину со спутниковой системой гораздо выгоднее, чем без неё. Так, может, существует некий сговор между страховщиками и спутниковыми операторами?

Евгений Стасюк, управляющий страхового подразделения компании, занимающейся в том числе и разработкой противоугонных систем, об особенностях взаимоотношений страховщиков  и производителей спутниковых систем знает хорошо. До недавнего времени он курировал техническое направление по противоугонной защите  в одной из крупнейших страховых компаний. По его мнению, спутниковые системы если и имеют какой-то эффект, то только психологический.

 - Спутниковые системы имеет смысл устанавливать только на те машины, где преступники не рассчитывают их увидеть, - рассказывает Евгений Стасюк. - Это недорогие автомобили, например "Тойота Королла", "Тойота Авенсис" или "Мазда -3". Обычно угонщики, столкнувшись со спутниковой системой, предпочитают не связываться и выбирают для угона такую же машину, но без спутника. А их предостаточно. Что же касается дорогих рисковых машин вроде "Тойота Ленд Крузер" или "Порше Кайенн", то здесь смысла в "спутнике" как раз и нет. Преступники прекрасно знают, что на подобных автомобилях в 99% случаев установлен спутниковый охранный комплекс, и готовятся к угону соответствующим образом. Так вот за всё время работы в страховых компаниях я не видел ни одного случая, когда бы спутниковый комплекс помешал профессиональному угону дорогого рискового автомобиля.

Стасюк приводит простую арифметику. Допустим, страховая премия на "Тойоту Ленд Крузер" по АвтоКАСКО (угон и ущерб) составляет 12% её стоимости. Скажем, это 10 тыс. долларов. И это оправданно: в Москве угоняется каждый 10-й автомобиль этой марки. В то же время, если машина оборудована спутниковой системой, то страховщики определяют стоимость полиса по КАСКО в 7-8%. То есть клиент не только "отбивает" стоимость спутникового комплекса и "абонентку", но и остаётся в выигрыше. Куда же смотрят страховщики, ведь очевидно, что они остаются в минусе?

- Вот такая гримаса рынка, - говорит Стасюк. - Если страховые компании откажутся от скидок на "спутники", они просто потеряют клиентов.
- Но ведь в страховых компаниях неглупые люди сидят, миллиардами ворочают? - задаёмся мы риторическим вопросом.
- Дело в том, что автострахование для больших страховых компаний - это в том числе  постоянные денежные вливания, которые они могут инвестировать, - поясняет Евгений Стасюк. - Крупные компании страхуют космические спутники, корабли, и для них размер убытков по автострахованию не является значительным.  Хотя мы постоянно наблюдаем картину, когда страховщики, наевшись "спутников", попросту отказываются страховать некоторые автомобили и вводят на них запретительный тариф. Так, например, одна из крупнейших страховых компаний отказалась недавно страховать "Порше Кайенн", а другая - "Тойоту" даже со спутниковыми системами. 

Кроме того, по словам нашего собеседника, спутниковые охранные системы являются неким пропуском страховых компаний в автосалоны. Тариф без "спутника" в 12% будет "запретительным", и мало кто из клиентов будет выкладывать лишние деньги. Поэтому иметь среди партнёров страховую компанию, не дающую весомую скидку за "спутник", просто неинтересно для автосалона.

Между тем машины со спутниковыми охранными системами продолжают угонять с завидной регулярностью. Невольно напрашивается вопрос: а несут ли спутниковые операторы хоть какую-то ответственность перед своими клиентами? Оказывается, нет.

По словам Евгения Стасюка, единственное, что грозит спутниковому оператору в случае угона автомобиля, - это штраф перед страховой компанией. Но обычно он не превышает стоимости спутникового оборудования. Иными словами, максимум 3 тыс. долларов. По сравнению с убытками страховой компании это сущие копейки.

- По сути, получается, что спутниковому оператору без разницы, устанавливать в машину охранный комплекс или, например, вешать на лобовое стекло оберег, - говорит наш собеседник. - Он несёт минимальную ответственность как перед страховой компанией, так и перед клиентом и в любом случае остаётся в плюсе. В договорах обычно прописывается, что в случае получения сигнала оператор обязан сообщить об этом клиенту. А если сигнала нет, то он ни за что не отвечает.

Впрочем, "спутник" не кажется надёжным средством против угонов и многим потребителям. Более того, автор этих строк нередко слышал от знакомых обладателей спутниковых систем нецензурные отзывы о работе спутниковых операторов. Так, в некоторых договорах на установку спутников предусматривается, что клиент должен оплачивать звонки от оператора. Скажем, 5 рублей за сообщение. Естественно, оператор названивает клиенту в любое время дня и ночи, хотя на самом деле с машиной ничего не происходит. Кроме того, спутниковые системы банально неудобны. Чтобы открыть машину, необходимо произвести целый ряд манипуляций.

Получается, что спутниковые системы, по сути, лишь некая завуалированная скидка при автостраховании. И наивно полагать, что страховщики не знают реальной ситуации. Так или иначе, все убытки страховых компаний приходится покрывать рядовым клиентам. Так, стоит ли удивляться, что в России одни из самых высоких страховых тарифов в мире.

P.S: В странах Евросоюза страховые компании не предоставляют никаких скидок обладателям автомобилей со спутниковыми охранными системами. Единственная страна, где спутниковые автомобильные системы получили распространение, - это Италия. Однако там "спутники" не рассматриваются как защита автомобиля от угона. Система GPS/GSM Based Service позволяет страховым компаниям составлять статистику по каждой марке автомобиля и определять аккуратных водителей, которым предоставляются существенные скидки.

Вадим Саранов
<Версия> №7(132)