+7 499 653 88 44
+7 499 653 88 98
+7 495 775 42 02

Прием и выдача автомобилей 09:00 - 20:00 ежедневно

Прием звонков и заявок 09:00 - 23:00 ежедневно

Сфера интересов

Сергей Козинец: Здравствуйте, Михаил.

Михаил Степанов: Добрый день.



Сергей Козинец: Приятно Вас видеть в нашей студии. Машины пропадают бесследно или все-таки не бесследно, на запчасти распадаются и куда-то уезжают по новым адресам. В чем же философия современных противоугонных устройств? Все-таки сберечь машину абсолютно от любых посягательств или же выделить тот лимит времени, когда владелец успеет выбежать либо с битой напугать хулиганов, либо успеет позвонить в милицию?
Михаил Степанов: Вы знаете, практика показывает, что было бы неправильно все-таки владельцу выбегать с битой и сражаться с угонщиком. Наше глубокое убеждение в том, что автомобиль должен сопротивляться угонщику сам, без участия владельца, насколько это возможно. И совершенно правильно говорили, что вряд ли стоит доверять столь ответственную задачу одному устройству. Говорить стоит не столько об установке сигнализации, которая имеет задачу отпугнуть угонщика, а об установке целого противоугонного комплекса, состоящего из нескольких вещей. Причем, безусловно, на каждом из автомобилей он должен быть разным.
Сергей Козинец: То есть можно представить некий квест, который возникает перед угонщиком, нужно разгадать одну загадку, потом возникает следующая, третья и так далее.
Михаил Степанов: Совершенно верно. Чем больше уровней будет поставлено, тем лучше, потому что, справившись с одним устройством, угонщик неожиданно сталкивается с другим. Практика и анализ неудавшихся попыток угона, а таких попыток мы видим много и анализируем их в процессе своей работы, показывает, что даже если угонщику удалось обезвредить одно из устройств, он идет по достаточно накатанной схеме. Он идет на определенную машину и выполняет определенный алгоритм. Если алгоритм не удается, то в большинстве случаев угонщик машину бросает и дальше с ней не сражается.
Сергей Козинец: Вот если говорить о насыщении противоугонными устройствами, будем брать электронную часть пока. В принципе, это главная тема и современная политика для обеспечения безопасности и сохранности автомобиля. Оснащение машин подобными устройствами - это прерогатива производителя или забота покупателей машины? Мы вот тебе поставили товар, а ты уже сам заботься о его сохранности.
Михаил Степанов: Вообще, при подборе сигнализации или какого-либо комплекса надо обращать внимание на то, какой у вас автомобиль, и какой выбор охранных систем есть в том месте, где вам его предлагают. Потому что, безусловно, нельзя ставить одно устройство на все автомобили подряд, что достаточно часто встречается у нас при продаже данных систем. Каждому автомобилю стоит подбирать соответствующий комплекс. Если у вас автомобиль не новый, то ему будет вполне достаточно сигнализации и какого-то механического средства защиты грамотно поставленного конкретно на эту марку. Если автомобиль новый, то очень часто страховые компании просят поставить на него поисковую спутниковую систему. Это, безусловно, хорошая вещь, но практика и опыт последних 5-6 лет показывает, что нельзя оставлять поисковую спутниковую систему в автомобиле в одиночку. Это важно.
Сергей Козинец: А почему это так важно?
Михаил Степанов: Дело в том, что спутниковая поисковая система… В названии даже зарыто все - "спутниковая", "поисковая". Ведь тут же нет слова "противоугонная".
Сергей Козинец: То есть, она справляется в последствиями, показывает, где машина находится в данный момент.
Михаил Степанов: Совершенно верно, это система поиска угнанного автомобиля. И в тот момент, когда происходит угон, угонщики, как правило, используют средства радиоэлектронной борьбы, закрывая возможность прохождения сигнала к диспетчеру. Диспетчер нередко эту машину просто не видит. Момент угона остается незамеченным и когда человек видит отсутствие автомобиля под окном, звонит туда, а диспетчер, к сожалению, этот автомобиль не видит с момента, как его заглушили.
Сергей Козинец: А сам блок бывает уже лежит отдельно на авторазборе, подает сигналы соответственно уже мало интересующие владельца.
Михаил Степанов: Совершенно верно. Поэтому очень многие операторы спутниковых систем в последние годы вводят в состав своих комплексов дополнительно и иммобилайзеры, и механические средства. И, в общем-то, все убедились в том, что только комплексная защита здесь помогает.
Сергей Козинец: Мы сделали небольшую классификацию, готовясь к нашей программе, классификацию современных автомобильных сигнализаций, сигнализаций с электронной начинкой по нескольким группам по мере увеличения их стоимости. Первая группа - это автосигнализации с охранными функциями, применением незначительного количества блокировок. Вторая группа - это автосигнализации, которые оснащены системами двусторонней связи, то есть брелок может реагировать на общение с автомобилем и сообщать владельцу о состоянии охраны при помощи различных лампочек или датчиков. Есть третья группа - охранные комплексы с усиленной защитой автомобиля от угона применением уникальных кодов и различных способов передачи радиосигналов между брелоком и автомобилем. И, наконец, четвертая группа - это охранно-поисковые системы. Это самые дорогие. Если говорить о стоимости сигнализаций, от первой группы до четвертой насколько они варьируются? И какова роль стоимости вообще в процессе выбора автовладельцем сигнализации?
Михаил Степанов: Вы знаете, очень часто есть такое мнение, что чем дороже я поставлю, тем лучше. Это не совсем так. Если мы говорим о простейших сигнализациях, то их задача закричать в тот момент, когда в автомобиль полезут и, безусловно, это ставится на автомобили, которые будут стоять в пределах видимости владельца и он сможет отреагировать как-то, хотя мы говорили в начале, что это не совсем здорово. Но, тем не менее, они пугают и привлекают внимание. Да, наверное, в Москве, в большом городе на кричащую машину уже вряд ли кто обращает внимание. Поэтому конечно ее недостаточно в этом случае. Сигнализация с пейджером отчасти решает эту проблему, потому что вы на расстоянии примерно до километра в среднем в городе можете видеть, что с вашей машиной происходит. Но опять таки вы вряд ли сможете предпринять какие-то меры, вы не успеете добежать до машины. И то ли это кошка прошмыгнула под машиной, то ли это реальный угон и так далее… Поэтому в состав комплекса на наш взгляд должно входить как минимум три вещи: это сигнализация, это иммобилайзер, который не будет давать возможности машине завестись, и механическое средство защиты, в качестве которого мы чаще всего используем замок капота, потому что он позволяет перекрыть доступ к двигателю напрямую, перекрыть доступ к блокировкам двигателя, которые там делаются, перекрыть доступ к сирене, которая там орет. Это позволяет достаточно надолго задержать угонщика, потому что ему приходится ломать не внутри машины замок какой-то, как Деточкину, а это надо делать прямо на улице, отгибая крышку капота и так далее. Вот эта тройка работает лучше, причем порой не важно какой цены компоненты там стоят. Там может быть в составе простая сигнализация, достаточно простенький дешевый иммобилайзер и замок капота, а может в этом комплексе появиться достаточно продвинутая дорогая сигнализация, которая в основном-то дорогой будет из-за того, что может выполнять массу сервисных вещей (закрывать стекла, делать какие-то двухступенчатые открытия, поднимать багажник и т.д.)
Сергей Козинец: То есть сигнализация класса "люкс".
Михаил Степанов: Совершенно верно класса "люкс". Иммобилайзер более серьезный, имеющий цифровые кодированные блокировки. Практически все серьезные хорошие иммобилайзеры сейчас такие блокировки имеют. Естественно стоимость такого комплекса получается выше. Выше она из-за того, что так более хорошие блокировки и за класс "люкс" платят. Но уровень охраны даже в простом дешевом комплексе можно сделать не меньше, чем в этом.
Сергей Козинец: В этой ситуации возникает моральный аспект. Настройкой сигнализаций, установкой ее перед продажей занимаются сотрудники. Насколько гарантированы владельцы от того, что в ряде компаний, которые устанавливают сигнализации, те же считанные коды не будут переданы потенциальным угонщикам и тут не будет такая взаимосвязь между поставщиками сигнализаций и теми, кто их взламывает.
Михаил Степанов: Здесь есть таких два аспекта. Во-первых, безусловно, это работа службы безопасности компании, которая занимается установкой, это их прямая работа, естественно они за этим следят. Установщики и сотрудники, подбираемые в такие компании, они просто так с улицы не берутся. И второй аспект здесь есть, в том комплексе, о котором я говорил в предыдущем вопросе, то насколько силен код брелка и насколько он продвинут, читаем или нечитаем, по большому счету не имеет такого большого значения. Потому что если код брелка в этом комплексе подобран, то угонщик только открывает машину и у него не кричит сирена. Но у него по-прежнему остается в работе иммобилайзер с цифровыми кодируемыми блокировками, у него по-прежнему закрыт замок капота, он еще не открылся и так далее.
Сергей Козинец: А если владелец смотрел фильм "Берегись автомобиля", то еще и капкан на педали.
Михаил Степанов: Сейчас очень распространены замки на рулевой вал и так далее.
Сергей Козинец: Ну, вот если говорить о механических средствах защиты, не брезгуют ими производители самых современных машин, причем устанавливая их штатно на новые модели. Так, например, Тойота на одну из своих самых последних моделей поставила некий замочек, который буквально в месте соприкосновения рулевой колонки с салоном в передней его части очень глубоко под рулем специальным ключом замыкается и полностью отключает всю электрику автомобиля. То есть угонщик может угнать автомобиль, но, прежде всего, найти этот замок очень сложно и соответственно нужно потратить время на подбор к нему ключа. Любопытно, что компания мало позаботилась о владельцах машин, которым придется на четвереньках этот замочек запирать, покидая автомобиль. Тем не менее, многие средства защиты все-таки не спасают автомобили от угона, на этот счет есть своя печальная статистика, статистика уже зачастую для владельцев печальная. Об этом подробнее расскажет Елена Никозакова.
Елена Никозакова: Эту статистику ведет автоинспекция, а именно постоянную статистику угонов машин. Так по итогам последнего года места в первой десятке самых популярных для угонщиков машин в Москве разделились поровну между зарубежной и российской продукцией. В абсолютном исчислении лидирует Фольксваген Пассат, далее первую пятерку наполняют переднеприводные модели Волжского автозавода (ВАЗ-2112, ВАЗ-2109, ВАЗ-21099, ВАЗ-2115). Возрастные немцы Ауди-80 и Ауди-100 наряду с Гольфом и маленьким внедорожником Тойота во второй половине десятки, а замыкает ее жигулевская семерка. Михаил, можно ли из этих данных сделать вывод, что штатные противоугонные системы на этих машинах далеки от совершенства или их угоняют по каким-то иным причинам?
Михаил Степанов: Если говорить о лидере в этом списке, о Фольксваген Пассат, то он, безусловно, обязан своим лидерством большой линейкой, которая ездит по России. Это Пассат третий, четвертый, пятый, шестой. Их просто много, поэтому их много угоняется. Кроме того, пользуются популярностью старые третье и четвертые Пассаты потому, что их угоняют на запчасти, это то о чем мы говорили раньше. То есть если машину угнали сегодня, то завтра ее можно просто не искать, скорее всего ее просто разобрали. На ней не собираются ездить, ее берут на запчасти, их просто больше не выпускают. А российские автомобили тоже уходят, потому что их много и их действительно реально легко угонять. К сожалению, даже с введением нового иммобилайзера на десятки, на двенадцатые, на Калины это достаточно просто. Это вообще отличительная черта любой штатной противоугонной системы. Дело в том, что она стоит на штатном месте, по штатной схеме и на всех автомобилях одинакова. И человек, который идет угонять такой автомобиль, он готов к ней и какой бы она сложной не была, вопрос в том, сколько он к этой машине готовился.
Елена Никозакова: А, по вашему мнению, или по статистике какие компании являются ведущими производителями современных противоугонных устройств? В каких странах они находятся?
Михаил Степанов: Подавляющее большинство электроники делается в Корее или в Тайване, это связано с тем, что печатные платы или вещи электронные там дешевле производить. Механические средства защиты в подавляющем большинстве делаются здесь в России, механические вещи мы делать умеем, личинки ставятся импортные. Из иностранных производителей, пожалуй, компания "Мультилок" представлена здесь. Все остальные практически представители отечественные.
Елена Никозакова: То есть российские компании способные сегодня предложить конкурентоспособные разработки?
Михаил Степанов: Есть российские компании и их достаточно много и мы сейчас в сфере иммобилайзеров пользуемся практические российскими вещами.
Сергей Козинец: Ну, вот если говорить о статистике регионов, то можно представить какие модели и владельцам каких моделей следует осторожнее отнестись к охране своих машин. А есть ли, насколько вам известно, у ГИБДД, у страховых компаний, у каких-то иных организация статистика размещения внештатных противоугонных устройств на угнанных уже машинах. Вот для того, чтобы человек пришел и мог посмотреть эти данные. Например, угнано 100 Фольксвагенов Пассат, на них на 90% стояло вот такая штатная сигнализация и вот это уже не смысла брать. Условно говоря, для примера. С этим можно где-нибудь познакомиться?
Михаил Степанов: С этим на данный момент трудно познакомиться, вряд ли такая статистика набрана потому, что долгое время страховые компании рекомендовали… Вот с чем мы сталкивается сплошь и рядом? Приезжает человек и говорит: "Вот у меня страховая компания стребует установить механическое средство защиты, машина Тойота Королла. Замок коробки передач поставьте мне, пожалуйста". Но обычный агент страховой компании не знает о том, что замок на данной конкретной модели малоэффективен, хоть он и есть. Поэтому тут очень трудно сказать и страховые компании только сейчас начали серьезно об этом задумываться, начали накапливать статистику, более того начали очень активно вести переговоры с нами, начали приезжать к нам, смотреть, и мы вместе с ними разрабатываем комплексы, которые они вводят в свои калькуляторы.
Сергей Козинец: То есть производители и продавцы противоугонных устройств могут выступать как эксперты для страховых компаний?
Михаил Степанов: Безусловно. Более того, я думаю, что им обязательно надо это делать, потому что, кроме того, что эти устройства сохраняют имущества владельца, они еще и экономят деньги страховых компаний.
Сергей Козинец: Вот кстати насчет отношения страховщиков к системе охраны автомобилей. Вы говорили о том, что лучше ставить несколько комплексов желательно различного назначения и различных технологий для того, что машину было сложнее угнать. Насколько установка всех этих комплексов или даже сверх влияет на стоимость страхового полиса по угону?
Михаил Степанов: Многие страховые компании дают скидку по риску угона, в случае если установлено противоугонное оборудование. Сейчас до настоящего времени в основном такую скидку и достаточно большую давали по спутниковым поисковым системам. Однако накопившаяся за все годы статистика говорит о том, что можно и нужно давать такую скидку, в случае если на автомобиле установлены грамотные, хорошие противоугонные комплексы, которые могут включать в свой состав спутниковую поисковую систему, а могут даже не включать. И некоторые компании сейчас делают и разрабатывают комплексы, в которых спутниковой поисковой системы не будет, потому что владельцам автомобилей стоимостью до 40 тыс. рублей покупать спутниковую систему за 2-3 тыс. долларов с абонентской платой… В общем, не готовы они, а до 40 тыс. сейчас достаточно много автомобилей рисковых. Это Тойота Королла, это Авенсис, это Хонда Аккорд. Их много, правда много.
Сергей Козинец: Ну, вот если говорить о времени установки сигнализации, когда это лучше делать? Сразу при покупке автомобиля или когда человек поездит, поймет какие у него есть проблемы, где ему лучше ее разместить и соответственно устанавливать.
Михаил Степанов: Можно конечно взять такой таймаут на "подумать", но сейчас практика показывает, что, сейчас люди ждут свою машину достаточно долго (наш такой российский перекос), у них есть время подумать и зачастую приходится беседовать с людьми, которые ждут или только планируют покупать свой автомобиль, но уже серьезно задумываются о противоугонном комплексе. Поэтому на момент покупки комплект практически определен. И очень часто люди приезжают из салонов на машине даже без номеров и делают ее сразу. То есть не доводят и не ждут, пока твой автомобиль будет одинокий и несчастный будет без всего стоять на улице.
Сергей Козинец: Но вот среди своих коллег ведущих и редакторов других аналитических программ РБК я провел небольшой опрос перед эфиром на тему "Сколько они готовы заплатить за некую сигнализацию или противоугонной устройство, будь оно абсолютно идеально гарантирующее от угона автомобиля" и большинство говорили, что максимум 2,5-3 тыс. долларов. Вообще как вам представляется будущее идеальной сигнализации? Может быть, введение биометрических параметров водителя станет решением этой проблемы?
Михаил Степанов: С введением биометрических параметров в первую очередь что изменилось - мы перестали носить метки, брелки и так далее. Палец всегда с собой, его не забудешь, это, безусловно, удобно, особенно женщинам. С точки зрения угонщика введение биометрических параметров, ему глобально, наверное, жизнь не усложнило, как мне кажется. Потому что используются цифровые кодированные блокировки такие же, безусловно, сильные, но угонщик, как правило, не ломает код пальца или биометрической системы, он ищет исполнительное устройство и обходит все напрямую. Это главная его задача, поэтому как мы будем считывать вопрос удобства, главное как мы будем блокировать, где и как это закрывать.
Сергей Козинец: В общем, борьба угонщиков и производителей автосигнализации будет продолжаться очень долго, и борьба будет тяжелой. Я благодарю вас за беседу и напомню, что гостем нашей программы был Михаил Степанов, генеральный директор компании Автосекьюрити. 


Autosecurity,
март 2007.