+7 499 653 88 44
+7 499 653 88 98
+7 495 775 42 02

Прием и выдача автомобилей 09:00 - 20:00 ежедневно

Прием звонков и заявок 09:00 - 23:00 ежедневно

Резонансы. Porsche Boxter S.

О значении понятия «добротность» удобнее всего размышлять, сидя на открытой веранде и поддерживая правой ногой колебательный процесс кресла-качалки. Попробуйте, не пожалеете. Сколько, например, усилий тратят инженеры, чтобы усмирить подвеску автомобиля и избавиться от естественной для пружин склонности к резонансам. Зато к каким ухищрениям прибегают они же (или их соседи), чтобы поддержать резонанс впускной системы двигателя и «загнать» в цилиндры побольше топливного заряда.

В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ОБ ЭТОМ, конечно, и не в кресле-качалке, думали инженеры центра разработки фирмы «Порше», когда они делали абсолютно новый небольшой родстер Porsche Boxter в 1996 году и поднимали мощность силовой установки для Boxter S в 1999-м. Появление Porsche с автоматической коробкой, системой контроля тяги и водяным охлаждением оппозитника вызвало в околоавтомобильных кругах резонанс такой добротности, что не утих и по сию пору. Поклонники чистых кровей так и не признают за «Бокстерами» право на родство с «настоящими» Porsche, патриархом которых, без сомнения, является бессмертная «девять-один-один». Однако владельцев Mercedes Benz, к примеру, класса S, или того хлеще, Maybach, почему то совсем не смущают таксомоторы Mercedes Benz, разъезжающие в изобилии по восточным и западным землям Германии. Каждому продукту — свою нишу, а уж инженерную школу мы узнаем, не ошибёмся.

Впрочем, вернёмся к резонансам электрическим и механическим, которых у нас в автозвуке просто пруд пруди. С отдельными их представителями мы даже очень дружим, пользуясь, к примеру, подъёмом АЧХ сабвуферов-фазиков. Других мы непримиримо потчуем демпферами и изоляторами до тех пор, пока они не теряют дар хоть сколько-нибудь связной речи, и это считается в наших кругах правилом хорошего тона. А уж собственная резонансная частота динамика — это вообще первейшая цифра, которой интересуется каждый, взявшийся за самостоятельную постройку звуковой системы.

Обо всём этом и ещё многом другом пришлось задуматься установщикам, когда к ним на озвучивание попал экземпляр Porsche Boxter S. Изрядный запас мощности двигателя и отсутствие у владельца спортивно-кольцевых амбиций позволили серьёзно подготовить кузовные детали автомобиля к тихой и спокойной жизни во имя широкого динамического диапазона звуковой системы. Листов вибродемпфера и шумоизолятора на весь автомобиль ушло в количестве, определяемом ёмким, интуитивно ясным и характерным только для русского разговорного числительным. Даже, пожалуй, больше, если считать обработку пластикового кожуха двигателя.

Среднемоторная компоновка четырёхколёсного носителя со щитом моторного отсека прямо за спинками сидений практически исключала вариант системы с отдельным суббасовым излучателем. Следовательно, все высоты басового диапазона должен был освоить комплект фронтальной акустики. Хорошим подспорьем оказался общий музыкальный настрой владельца машины на современные танцевальные ритмы, что открывало простор для прикладного применения резонансных явлений в корпусах типа ФИ. Их естественное акустическое усиление позволило компенсировать дорожные шумы при езде с открытым верхом и не ввергать усилитель в напряжённую борьбу с тепловым пробоем изолятора затвора выходных транзисторов.

В получившейся почти спартанской музыкальной системе на раздаче сигнала стоят CD-источники Nakamichi CD-45z и MF-51, первый, как вы понимаете, хорош в роли устройства управления, а второй удобен своими многодисковыми возможностями. Усиление звукового сигнала по мощности обеспечивает единственный в системе 4-канальный усилитель Xetec P-4, нагруженный акустикой по известной 2,5-полосной схеме. Пищалки T100 и мидрейнджи M40 марки AD включены через пассивный кроссовер и получают сигнал первой пары стереоканалов усилителя. Вторая пара напрямую подключена к 8-дюймовым вуферам AD W800, которые, как мы помним, в одиночку работают и в басовом, и в суббасовом диапазоне. Все три головки исключительно басовиты для своего калибра, даже пищалка, в каком-то смысле. У неё резонансная частота 1,5 кГц, у диффузорного мидрейнджа 4-дюймового калибра — 100 Гц, а у басовика размером с компактный саб — 44 Гц.

Область деятельности фронтальных «восьмёрок» располагается в диапазоне от 40 до 150 Гц, обрезанном сверху и снизу кроссоверами усилителя. Началом диапазона средних и высоких частот стала частота 200 Гц, которая и была установлена соответствующими регуляторами. Слегка неканоническая настройка с формально присутствующей «дырой» стала результатом подбора опытным путём, и именно по отсутствию провалов и горбов. Салон, даже открытый — это не безэховая камера.

Чтобы вдохнуть новую автозвуковую жизнь в металл «Бокстера» и реализовать фронтальный стереобас в фазиках, пришлось серьёзно поработать с начинкой и оформлением передних и единственных дверей автомобиля. Другого, сколько-нибудь заметного объёма в небольшом автомобиле просто не нашлось. Да и зачем отказываться от пухлых, с большой кривизной наружной и внутренней обшивок дверей, в которых легко погасить одни резонансы и создать другие, на частоте настройки порта? Прямой расчёт фазика в таких условиях практически невозможен, поскольку лобовым способом внутренний объём двери не измерить.

Поэтому в лоб проблему и не атаковали. Пошли другим путём, акустическим. Вначале в двери установили головку с известными параметрами и по их изменению получили значение объема двери, именно акустического объёма, с учётом неизбежных утечек и нежёсткости оболочки. По полученным данным выбрали в первом приближении длину тоннеля для требуемой настройки, а окончательно длина каждой трубы (отдельно правой и левой) настраивалась на слух, знакомый в силу профессиональных обязанностей его владельца со звуком «правильных» фазиков. Чтобы уместить крупные динамики в дверях, обшивку радикально переделали, а сами излучатели поставили на фанерные кольца-проставки без какого-либо специального поворота — всё-таки это бас, коллеги, дифракция (огибание препятствий волной) в этом диапазоне доминирует. Декоративная обшивка дверного «новодела» заново обтянута натуральной кожей, а защитные решётки отформованы из подходящей заготовки.

От сдвоенных заводских гнёзд на верху торпедо отказываться было не резон. Когда ещё такое встретишь, чтобы и пищалку, и серединку удалось поставить за одну штатную сетку, расположенную не абы где, а там, где нужно. Динамикам оформили достойный акустический экран и сориентировали их оси на точку в салоне невдалеке от центра лобового стекла. Как и двери, поверхности торпедо получили новое оформление из кожи сине-серого оттенка с красными вставками.

Само собой разумеется, сиденья после перелицовки торпедо и дверей никто не оставил в заводской обивке. Неброские валики боковой поддержки, красная кожа подушки и спинки, отстрочка швов плюс вышивка эмблемы «Порше» на подголовниках, именно там, где завод предлагает только тиснёный логотип, — в результате салон приобрёл необходимый и достаточный набор индивидуальных черт, отличающих его от серийного.

Отвлекшись на приятности обновлённого салона, мы ещё не закончили с расстановкой базовых компонентов системы. Несмотря на то, что владелец любого «Бокстера» автоматически оказывается в привилегированном положении обладателя двух (!) багажников, задний малопригоден для наших нужд — далеко, да и тянуть кабели через моторный отсек не с руки. Зато в переднем... А что в переднем? Там элементы тормозной системы, рулевого управления и запаска-докатка, тут тоже особо не развернёшься. Поэтому усилитель на пару с буферным конденсатором поместили на подиум в самом носу автомобиля, а чейнджер установили внутри колёсной базы, где, как известно, размах колебаний кузова от дорожных препятствий существенно меньше, чем вне базы. К чему искушать судьбу проверкой демпферов упругой подвески CD-чейнджера, вдруг резонанс какой случится, сами знаете, что у нас самая протяжённая в мире сеть испытательных дорог типа «бельгийская мостовая».

Нелёгкой задачей оказался монтаж газоразрядных ламп всех трёх оптических групп — ближний, дальний и противотуманный свет. Причём трудность заключается не в замене самих ламп, с этим как раз проблем нет, а в размещении блоков розжига, которые будут поболе наших кроссоверов.

Хоть глаза и боятся, а руки тем временем своё дело делают, монтаж и первичную настройку системы установщики завершили и наказали владельцу приехать к ним через пару-тройку недель для повторной настройки после разминки динамиков. Какой там... Машину удалось увидеть только тогда, когда выбрали день для съёмки и прослушивания. Нам в первую очередь было интересно оценить качество фронтального баса, построенного на дверных фазиках. Для этого в дело пошёл «NAIM Sampler» с контрабасным треком №7, на котором все три высоты баса — верхняя, нижняя и средняя — неплохо слышны. Звук оказался весьма близким к оригинальному инструменту, может, с чуть сглаженной атакой, полноценным основным тоном и без электрического бас-гитарного призвука. Ударная динамика 10-го трека соответствовала замыслу музыкантов даже с учётом прослушивания на шумной улице со сложенной крышей. По ходу перебора дорожек показалось, что в некоторых местах с уровнем записи, близким к максимальному, слышна небольшая хрипотца, что навело на мысли об активном участии владельца не только в управлении автомобилем, но и в настройке системы, регулятор чувствительности, скорее всего, не был обойдён вниманием. Кстати, это хорошо, неравнодушных мы завсегда приветствуем, только им надо успеть про клиппинг рассказать. Пока не поздно...

Журнал Автозвук. #10'2004.