+7 499 653 88 44
+7 499 653 88 98
+7 495 775 42 02

Прием и выдача автомобилей 09:00 - 20:00 ежедневно

Прием звонков и заявок 09:00 - 23:00 ежедневно

У Геркулесовых столпов. Honda Goldwing.

Греки совершенно справедливо считали Гибралтарский пролив краем мира. Сами посудите, транспортные средства тех времён отличались предельной простотой конструкции, немореходными плоскодонными обводами, а комбинированная силовая установка (парус + рабы на вёслах) при всей экологической чистоте удовлетворительной скорости хода не обеспечивала. Средства навигации вообще были представлены в крайне скудном ассортименте, так, рукописная карта непонятной проекции да разглядывание звёзд на небе в ясную погоду.

ЗВУКОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ морских путешествий древних было в каком-то смысле хай-эндом: все звуки — естественного происхождения, по современной классификации — «медитативная музыка»: окрики и щёлканье плетей надсмотрщиков. Мобильные музыканты (совсем хай-энд) и походные театральные труппы (мобильный театр) были доступны, как вы понимаете, только самым богатым судовладельцам и путешественникам, чьи денежные средства и площадь палубы позволяли таскать с собой такую прорву народа.

     Что изменилось с тех пор в теории и практике человеческой мобильности, homo mobilis, так сказать? Да совсем немного: придумали двигатели внутреннего сгорания, открыли электричество с полупроводниками и запустили несколько десятков спутников для систем навигации. Свободы в обустройстве путешествий стало существенно больше, а Геркулесовым столпам — навеки суждено довольствоваться переносным смыслом. Впрочем, и эта судьба довольно интересна, судите сами.

     Какой сложности можно поставить систему на мотоцикл, скажем, Honda Goldwing? Можно на одном усилителе сделать двухполосный фронт и ещё запитать сабвуфер, а можно «навернуть» и трёхполосный с сабом, эти точки зрения на двухколёсную музыкальность изложены в «АЗ» №7/2001. Был вариант с фронтом на усилителе в связке с активным кроссовером и с тыловыми динамиками, подключёнными к голове («АЗ» №6/2002). А если поставить два усилителя, три полосы на фронте, две в тылу и небольшой сабвуфер раскачать? Нет проблем, открываем «АЗ» №5/2000, там всё подробно написано. Похоже, что край мира и обозначающие его столбы уже где-то рядом и роста сложности мотозвуковых систем ждать не резон.

ГОЛОВНОЕ УСТРОЙСТВО

Заводской ресивер оставлен нетронутым по нескольким причинам. Его почти 2-диновый стадион передней панели хорошо вписан в обводы обтекателя, органы управления крупные и удобные, что важно для управления звуком «вслепую» на высоких скоростях. Дисплей ресивера вынесен вперёд и удачно интегрирован в панель приборов. К тому же в заднем кофре со временем должен будет угнездиться заводской чейнджер, заказанный за океаном, но ещё не доставленный в силу удалённости поставщика.

ФРОНТАЛЬНАЯ АКУСТИКА

Среднечастотники AD M40 и пищалки из двухполосного комплекта AD 600 собраны коаксиалом в штатных гнёздах верхней части приборной панели. Твитеры при этом оказались смонтированы на металлической планке поверх СЧ-динамиков, размещенных в 1,5-литровых объёмах из стеклопластика. Пара мидбасов из набора AD 600 установлена вместо заводских бардачков справа и слева от руля. Пластиковые корпуса ящичков после соответствующей доработки послужили частью конструкции ПАС, закрывающей динамики снизу, со стороны сумасшедшего хитросплетения электроначинки мотоцикла. Это позволило создать нормальные условия для работы излучателей, которые был не в состоянии дать верхний обтекатель, совсем далёкий от понятия «акустический экран». Место для достойного «закрытого ящика» по понятным причинам в мотоцикле найти крайне затруднительно.

УСИЛИТЕЛИ

Правый кофр целиком занят активными компонентами Audiosystem и «группой поддержки» в виде конденсатора Stinger ёмкостью 1 Ф. Чтобы уместить все блоки внутри небольшого кофра, их пришлось расположить вертикально в два слоя. Первый слой образуют тыловой усилитель F2-120 на пару с сабвуферным F2-280. Вторым слоем уложили конденсатор и фронтальный F2-280. Выбор этих итальянских усилителей для систем с проблемами размещения компонентов встречается в практике отечественного car audio всё чаще. Все модели Audiosystem снабжены встроенными вентиляторами охлаждения, поэтому с ними можно добиться предельно плотной упаковки без проблем с обеспечением нормального температурного режима. Для защиты электроники от воды и пыли усилители закрыты фальшпанелью, сделанной из фанеры и обтянутой бежевой натуральной кожей. В «фальшик» врезано декоративное окно из оргстекла, подсвеченное 15 светодиодами зелёного цвета.

Но всегда найдутся неугомонные ниспровергатели авторитетов, которые, подхватив лопаты, начнут копать и двигать Геркулесовы столбы ещё дальше. Оказывается, в Honda Goldwing, помимо 3-полосной акустики на фронт, 2-полосной — на тыл и сабвуфера, можно поставить целых три усилителя, со всей подобающей такому составу системы специализацией. Расширить пределы возможного удалось благодаря тому, что владелец этого «Золотого крыла», уже, как вы поняли, четвёртого по счёту, взмахнувшего над нашими страницами, решил не скупиться и отдал под компоненты системы оба боковых кофра. Такая решимость родилась не на пустом месте, молодой, 27 лет, хозяин «Хонды» и специалисты студии вместе реализовали уже не один авто- и мотозвуковой проект.

Нынешняя система сделана по канонической для четырёхколёсного car auido схеме, в которой для каждой группы компонентов выделен один усилитель, а деление по частотным полосам выполняется пассивными кроссоверами, за понятным исключением раздела басовых и суббасовых частот. Фронтальная акустика получает сигнал через ФВЧ с частотой среза 70 Гц, тыловая — тоже ФВЧ, но уже 80 Гц, сабвуфер отрабатывает сигнал, пропущенный через ФНЧ с частотой среза 60 Гц.

САБВУФЕР

Левый кофр вмещает в себя корпус сабвуфера, построенного на головке Peerless XLS 10. Как мы уже писали раньше (впрочем, большинство читателей догадалось бы об этом и самостоятельно), в мотозвуке отсутствует столь любимая нами передаточная функция салона, обеспечивающая подъём 12 дБ/окт. ниже граничной, хорошо известной по размерам салона, частоты. И установщики решили такую несправедливость компенсировать акустическим оформлением суббасового излучателя типа «бандпасс». А чтобы звуковое давление не распылять напрасно по окрестностям, наружный порт бандпасса, выполненный в виде трубы, вывели прямо под сиденье заднего седока. По собственным ощущениям можем подтвердить, что доза суббаса «очень прямого излучения» и переднему седоку достаётся немалая.

Ящик-бандпасс сделан по смешанной фанерно-пластиковой технологии, плоские фрагменты — из 20-миллиметровой фанеры, криволинейные — из стеклоткани на полиэфирной смоле. Весь объём корпуса поделён на две камеры, объём закрытой, в которой стоит динамик, составляет 12 л, а объём вентилируемой — 5 л. Наружная стенка сабвуфера, обращённая в сторону откидной крышки кофра, обтянута бежевой кожей, и в ней сделано прозрачное окно из оргстекла с подсветкой из 15 зелёных светодиодов. Все внутренние стенки ящика полностью оклеены листами вибродемпфера Noisebuster.

ТЫЛОВАЯ АКУСТИКА

Для размещения тыловой акустики были сделаны дополнительные «уши» из стеклопластика, внутренний объём которых сообщается с задним кофром. Такое решение позволило организовать полноценный аналог «акустического экрана» для мидбасовых излучателей комплекта AD 50. Пищалки установлены чуть выше, в заводских «ушах» с посадочными гнёздами для тыла.

Кроме штатного ресивера все компоненты системы просто новые или совсем новые, в зависимости от того, были ли на заводе предусмотрены для них посадочные места. В отличие от принципиальной схемы установки, весьма автомобильной, физическая компоновка излучателей на автомобильную похожа не очень.

На момент знакомства с Honda Goldwing чейнджер, видимо, ещё пересекал один из океанов, поэтому программа прослушивания несколько упростилась, единственным источником тестового материала оказалось FM-вещание. Но всё равно впечатлило, особенно это относится к сабвуферу, который исправно наполнял окружающее пространство суббасовыми колебаниями изрядной амплитуды. Что же касается самих седоков, то уж они точно будут воспринимать суббас через колебания собственного тела благодаря конструктивному решению, упомянутому чуть выше.

ТЮНИНГ

Экстерьер мотоцикла серьёзно изменился после замены заводской виниловой обивки двухцветной, беж и бордо, из натуральной кожи. Педанты будут утверждать, что, мол, натуральная кожа плохо переносит воду, поэтому попадать на мотоцикле под дождь или радикально мыть его крайне нежелательно. Давайте будем откровенны, прописка «Хонды» в самом северном мегаполисе мира означает использование мотоцикла от силы три месяца в году. Ну, может быть, четыре, если год выдастся удачный. Тем более речь идёт не о транспорте на каждый день, и уж если на улице ненастье, то двухколёсный выезд для души можно заменить четырёхколёсным, по делу или тоже для души.

Кроме натуральной кожи мотоцикл был украшен зелёной подсветкой воздухозаборников радиаторов охлаждения по правому и левому бортам. Обычные лампочки головного света, которые по правилам дорожного движения должны светить и днём и ночью, по просьбе владельца заменили ксеноновыми. Чтобы пуск двигателя проходил легче, в цепь управления блоками розжига введена схема принудительной задержки, которая включает фары только после выхода двигателя на рабочие обороты. В остальном каких-либо специальных мер по поддержанию правильного энергетического баланса не потребовалось, штатный 100-амперный генератор вполне справляется с нагрузкой.

Когда мы покидали седло мотоцикла, в глаза бросились небольшие вентиляционные жалюзи, прямо по центру прозрачного обтекателя. Это как бы мотоциклетный аналог кондиционера: если открыть жалюзи на скорости, эффект будет как с кондюком на максимуме. Но кондиционер — это для тела, а ведь для души туда запросто встанет монитор однодиновой мультимедийной «головы»! Значит, концертную запись можно будет не только послушать, но и посмотреть, пришла пора мобильному театру осваивать двухколёсные средства передвижения. А ведь только-только архитектурную композицию имени товарищей Геркулеса — Геракла на новом месте утвердили и по отвесу выровняли, выходит, что, опять бери лопату и давай двигать дальше?
Добровольцы есть?

Журнал Автозвук. #9'2004.