+7 499 653 88 44
+7 499 653 88 98
+7 495 775 42 02

Прием и выдача автомобилей 09:00 - 20:00 ежедневно

Прием звонков и заявок 09:00 - 23:00 ежедневно

BMW 750i. Своя голова.

Критикуя чьё-либо неразумное поведение, иногда сетуют: "Я бы так не поступал, но ведь свою голову никому не приделаешь...". И действительно, чтобы помочь человеку, надо постараться, чтобы его собственная голова работала так как надо.

Это — в жизни. А в лучшей части жизни, называемой car audio, работу по установке музыки как раз всегда принято было начинать с установки "своей головы". Ну хорошо, "головного устройства"... Однако в последние годы все чаще перед установщиками встает задача оставить машине ее "голову" (все-таки так понятнее и короче), а не при делывать свою. Тому две причины. Одна обусловлена прогрессом, другая — традицией.

Начнем с традиции. Ее генезис непонятен, а прочность — несомненна. Производители породистых автомобилей в лучшие модели своих машин нередко ставят очень неплохие, хорошие, а в отдельных случаях даже очень хорошие источники. Закупая их у авторитетных фирм, тех же, что делают и "афтермаркет". Это — хорошая часть традиции. Дурная в том, что она не распространяется на акустику и усилители. Все, что устанавливается в штатные места для динамиков на заводе, — слив безнадежный, конченый и мертвый.

Довелось недавно подержать в руках так называемый сабвуфер, извлеченный из недр одной из самых дорогих моделей одной из самых недешевых фирм, — "Мерседеса" нового S-класса. Душераздирающее зрелище. Хлипкая пластмассовая корзина, магнит размером с крышку от пивной бутылки и штампованный (не литой) бумажный диффузор с ходом в полтора миллиметра. Отклонений от этой части традиции почти нет. Вот Volvo попыталась нарушить традицию и на купе-кабриолет (С70, кажется) поставила акустику Dynaudio. Необходимость потратить на закупку аудиокомплектующих 500 долларов вместо привычных двадцати фирму так напугала, что машин в такой комплектации они, по-моему, выпустили три или четыре, по числу крупных международных автосалонов.

Таковы традиции, хороши уж или плохи. Роль прогресса — в том, что штатные "головы" все чаще оказываются вовлеченными в работу других подсистем современных, насыщенных электроникой и информатикой автомобилей. Навигационные системы выводят информацию на дисплей "головы", а сам дисплей дублирован на приборной панели и так далее. И еще штатное ДУ на руле, без него, кто раз попробовал, обходиться в дальнейшем не хочется.

Так что теперь установщикам нередко приходится не "свою голову" приделывать, а чужую учить уму-разуму.

Ровно такая ситуация возникла, когда в студию "Провайдер-2000" прибыла "на музыку" совсем свежая BMW750. Штатная "голова" в машине была ни мало ни много Becker, марка заслуженно пафосная, и вне контекста штатной установки у нас вообще редкость. У штатного "Беккера" сложилось совершенно твердое представление о том, что работать ему надо со штатным усилителем, кнопками управления на руле и навигационной системой, из-за отсутствия карт на Москву, правда, пока что декоративной, но ведь жизнь идет вперед, надо быть готовым.

Усилитель с акустикой, разумеется, немедленно изъяли из машины, чего все это добро только и заслуживало, и, столь же естественным образом, штатная "голова" замолкла. Насовсем, потому что, не найдя положенных по схеме компонентов, решала своими беккеровскими мозгами, что в системе что-то не так и лучше не нарываться. То есть — не включаться. Надо было найти способ заставить "голову" выбросить из головы (каламбур неумышленный, но, вообще-то, ничего, да?) воспоминания об усилителе, но при этом не разучиться работать с навигацией и рулевым пультом.

По договору с "Провайдером" уже некоторое время работает самый авторитетный, без оговорок, специалист по перепрограммированию чересчур умных головных устройств, он же — единственный в столице, кто освоил сращивание головных устройств и CD-чейнджеров разных пород, с помощью блоков преобразования протоколов обмена. Вызванный "на дело", Сергей перепрограммировал штатную "голову" требуемым образом, а кроме того, научил ее работать с чейнджером Alpine. "Голова" заработала, но пока что по-прежнему молча: линейные выходы пришлось выводить отдельно. Так завершилась эпопея с переобучением головного устройства. Теперь можно было заняться всем остальным.

"Семерку" оснастили тремя усилителями, в общей сложности — на десять каналов. Так много понадобилось для реализации поканального усиления. Один четырехканальный PPI 4240 работает на среднечастотники и пищалки фронтальной трехполосной акустики. Пищалки — Focal TN45 с обращенными куполами, серединки — 5-дюймовые Focal Polyglass 130V.

Для среднечастотников 5 дюймов принято считать крупноватым калибром, но на этапе экспериментов установщики пришли к выводу, что для получения наиболее слитной звуковой сцены надо, чтобы на среднечастотные излучатели приходилась максимально широкая полоса частот, наиболее информативных в смысле локализации и фокусировки источников звука. Увеличенного калибра среднечастотники удалось запустить в необычно широкой полосе: от 130 до 4500 Гц. Формируют эту полосу фильтры первого усилителя.

С линейных выходов 4240 сигнал ниже 130 Гц идет на второй усилитель — Precision Power PC4400.2. Два его канала работают на 6-дюймовые мидбасы Focal 165K, а два других — на тыловые Focal 130K (от отдельного выхода головного устройства). Оба блока фильтров 4400.2 включены в режим ФВЧ. Мидбасовые каналы, таким образом, формируют полосу 80 — 130 Гц, а тыловые — от 100 Гц и выше.

Линейные выходы той пары каналов, что работает с мидбасами, включены в "зеркальный" режим, то есть выдают сигнал с частотами ниже 80 Гц. Это — на сабвуферный усилитель, выбор которого был обусловлен выбором собственно сабвуфера. Здесь поставили одну 12-дюймовую головку Rockford Fosgate RFD2212 в закрытом объеме 35 литров.

"Рокфорды" — великолепные басовые динамики, но только при одном условии: если к ним подвести достаточно мощности. Поэтому усилитель для этого канала выбран был от души — Rockford Fosgate Punch 800.2. Две 4-омные звуковые катушки сабвуфера соединили последовательно, а каналы 800.2 подключили к образовавшейся 8-омной нагрузке мостом. Так удалось и мощи получить в достатке, и не перегружать усилитель чрезмерными токами.

На вход сабвуферного усилителя, как уже говорилось, сигнал идет с выхода фильтра на 80 Гц. А в самом сабвуферном усилителе фильтр настроен на ту же частоту. В сумме это дало фильтр четвертого порядка, что есть, как известно, наиболее надежное средство борьбы с локализацией баса. Три усилителя в готовой установке "облепляют" корпус сабвуфера, прикрепленный к спинке заднего сиденья так, что головка смотрит в салон через откидной подлокотник.

При установке фронтальной акустики в "Провайдере" реализовали технологию, к которой там теперь прибегают часто. Трудоемко, но качественно. Все окна во внутренних панелях дверей были зашиты вырезанными по мерке листами отожженного алюминиевого сплава АМГ, что дает одновременно жесткость базирования динамиков, предотвращает дребезги и герметизирует акустический объем мидбасов. Разумеется, поверх алюминия нанесен еще и Noisebuster для окончательного изведения вибраций.

Система получилась не только отличная в смысле прямого, музыкального назначения, но и весьма поучительная. Оказывается, в самых функционально насыщенных усилителях, по существу, нет ничего лишнего: здесь в дело пошли все без исключения фильтры, линейные выходы и возможности их коммутации. Если использовать все это с головой. Не штатной, а своей...

Журнал Автозвук. #2'2002.