+7 499 653 88 44
+7 499 653 88 98
+7 495 775 42 02

Прием и выдача автомобилей 09:00 - 20:00 ежедневно

Прием звонков и заявок 09:00 - 23:00 ежедневно

Toyota Crown Royal Saloon. Дама в годах.

Сколько же людей находится в плену стереотипа, дескать, хорошая аудиосистема — это непременно крутой и желательно не увидевший еще ни одной мухи автомобиль. «Вот куплю себе что-нибудь эдакое, настоящее, тогда и музыку поставлю».

Не станем даже говорить о практических последствиях такого узколобого взгляда на жизнь и ее перспективы. Они чаще всего таковы: человек пересаживается с машины на машину, считая каждую еще не «настоящей». Потом оглядывается на прошедшее время и обнаруживает, что совершенно, по существу, безосновательно все эти годы лишал себя нормальной музыки, ожидая чего-то, что может так и не прийти.

Владелец этого автомобиля держит его у себя в гараже особняка в ближнем Подмосковье вместе с еще двумя. Один — втрое моложе этого, другой — впятеро. Этому-то скоро двенадцать лет стукнет. Но из всего автопарка Toyota Royal Crown 1989 года рождения — его любимая машина. Несмотря на возраст, немодную внешность и даже несмотря на правый руль, что сейчас считается чуть ли не позором для семьи.

Понять его трудно, но можно. Трудно, потому что чужая душа — потемки. Что так захватило небедного, вообще-то, человека в облике этой машины? А можно, потому что Royal Crown совершенно очевидно — не как другие. Подчеркнуто, даже, пожалуй, демонстративно несовременная внешность с бесчисленными архитектурными излишествами и густым хромированным декором. Спрятавшийся под старомодным капотом 6-цилиндровый двигатель с нагнетателем, с двумя с лишним сотнями лошадей. Комфортабельный, даже какой-то барский салон, весь — темно-синей гаммы, как костюмы депутата парламента любой страны мира. Вещь неординарная, если присмотреться. И потом, есть ведь еще любовь, а она не допускает аналитического подхода. Вот нравится хозяину эта машина, и ночующий рядом с ней «Пассат»-двухлетка этому чувству не помеха. Истинное чувство — не функция возраста избранницы. Сердцем взрослого и разумного мужчины может завладеть не только неугомонная нимфетка, но и дама в годах и с достоинством.

Поэтому и не удивительно, что для «Тойоты» хозяин заказал нормальную, без скидок на возраст, аудиосистему. Оговорив, правда, что вмешательство в дизайн коллекционного автомобиля должно быть минимальным.

За работу взялись в московской студии «Провайдер-2000», которой вообще везет на нестандартные заказы. У нас уже побывали на страницах их работы по тяжелым мотоциклам и «Шевроле Корвету», вот теперь в роли дебютанта только что построенного нового цеха установки — 12-летняя Royal Crown.

Будь машина современной и европейской, первое из требований заказчика выполнить было бы или просто, или почти просто, в зависимости от необходимого качества работы. Теперь штатные места рассчитаны под 6-дюймовую акустику, а на Торпедо находится место и для пищалок, если согласиться с работой на отражении. Здесь случай другой.

Японцы эту машину предназначали для своего рынка, а у жителей Страны Восходящего слух устроен очень своеобразно. Штатная акустика модели, задуманной как представительская, включала в себя два широкополосных динамика диаметром 4 дюйма, установленных в верхней части дверей. Все, больше никаких чудес, японскому чиновнику, как оказалось, этого было за глаза. Серьезную акустику в такие места не ставят, и штатные 4-дюймовые гнезда использовали под среднечастотники трехполосного фронта, и то не напрямую. Для СЧ-головок выделили герметичные объемы примерно по 2 литра на головку, чтобы изолировать их диффузоры от воздействия мощных низкочастотных колебаний мидбасов, установленных в том же объеме двери. Ход, между прочим, очень логичный и по всем канонам прикладной акустики просто необходимый, вот только делают так не все, а потом удивляются, откуда у дорогой трехполосной акустики появляются хриплые нотки в звучании. А как им не появиться, если по тыльной стороне диффузора «серединки» долбит волна давления, запертая в объеме двери?

Для таких акустических выгородок в «Провайдере» освоили интересную технологию, когда герметизация и вибродемпфирование сливаются воедино. Материал для акустического бокса среднечастотников — вибродемпфирующий листовой материал повышенной жесткости, из которого, как говорят в «Провайдере», они «выдувают» объем. Выдувание — термин условный, но меткий. На самом деле листы вибродемпфирующего материала, чаще всего — из гаммы Noisebuster, нагревают термопистолетом и придают нужную форму, одновременно постепенно наращивая толщину дополнительными слоями. Со стороны, действительно, немного похоже на работу стеклодува.

Мидбас, от которого так тщательно уберегали среднечастотники — 16-сантиметровый Focal 165V, да, собственно, вся фронтальная акустика — это готовый комплект 165V3. Подиумы для мидбасов пришлось делать уже с нуля на месте дверных карманов, но они очень органично вписались в причудливую архитектуру обивок дверей.

Пищалки Focal, как показал опыт (кажется, уже всем), лучше всего работают при ориентации прямо «в лицо» или как можно ближе к этому. Так и поставили, это, так сказать, домашняя заготовка.

Штатные кроссоверы трехполосного комплекта доработали для включения акустики по смешанной, частично-поканальной схеме. Для этого входы НЧ-звена кроссовера изолировали от остальных фильтров. Получилось, что мидбасы работают через свой фильтр от отдельных каналов, а СЧ/ВЧ-головки со своим разделительным фильтром — от своих. Это дало работу четырем из пяти каналов усилителя PPI 5440. Без дела не остались и встроенные фильтры усилителя. В мидбасовой паре каналов ФВЧ настроен на частоту 80 Гц и разгружает мидбасы от низкого баса, а следовательно, и вызванных им искажений. А в СЧ/ВЧ-паре каналов активная фильтрация на частоте раздела полос (400 Гц) позволила получить более точное сопряжение полос НЧ и СЧ. Не совсем просто, но, согласитесь, рационально и ничего лишнего.

Пятый канал работает на сабвуфер весьма необычной конструкции. Дело в том, что багажник этнически чистой японской машины устроен совсем не так, как мы привыкли видеть у европейских. Все пространство за спинкой заднего сиденья забито под завязку, даже для тыловых динамиков, случись их ставить, места бы не нашлось. Там — бензобак, а вокруг него — все основные агрегаты климатической установки. Между багажником и салоном — одна-единственная «дорога жизни»: проем справа над аркой заднего колеса. По проходному сечению способный пропустить кошку, если не очень отъелась. Вот только по этому пути и могли басы попасть в салон. По этому пути их и пустили.

Сабвуфер в «Тойоте» — бандпасс 4-го порядка, смонтированный в нише правого крыла. Общий объем — довольно большой, 45 литров, а распределение его между камерами — необычное. Традиционный бандпасс имеет объем закрытой камеры больше, чем открытой, из которой выходит тоннель. А здесь — наоборот. Задняя, закрытая камера — объемом 20 литров, а передняя, вентилируемая — 25. При настройке передней камеры на частоту 57 Гц АЧХ вне машины получилась с большим наклоном к нижним частотам, а в салоне как раз — идеально ровная в полосе частот 35 — 85 Гц. Именно в салоне, в этом-то и была задумка, реализованная при моделировании работы бандпасса на компьютере.

Настройка на нужную частоту, а одновременно и выведение тоннеля в салон, существенно облегчилась благодаря использованию гибкого телескопического тоннеля Audison. Вся басовая установка в результате оказалась практически невидимой: только проявив чудеса гибкости, можно углядеть небольшой участок трубы тоннеля прежде, чем он окончательно скрывается за аркой заднего колеса.

Головное устройство, признается хозяин, выбиралось скорее по внешнему виду, нежели по какому-либо другому критерию. Штатное место в «Тойоте» — двухдиновое, и там наиболее естественно смотрелся двухэтажный Clarion довольно древней уже модели ADX-5355. Замена головного устройства в ближайшем будущем представляется настолько неотвратимой, что установщики сразу заложили в машину лишний межблочник, который понадобится при установке чего-нибудь с двумя парами линейных выходов. Вот только подходящую замену «Кларику» хозяин никак не подберет. В такой машине это дело тонкое, как выбор шляпки для дамы в годах...

Журнал Автозвук. #12'2001.

Примечание Студии звука: В этой статье описана базовая инсталляция, выполненная в конце 2001 года. Впоследствии, весной 2002 года, аудиосистема была доработана, что и позволило автомобилю завоевать второе место на открытом чемпионате России по SQ класса "Звук 301+ Вт", прошедшем 25 мая 2002 года в г. Ярославле.