+7 499 653 88 44
+7 499 653 88 98
+7 495 775 42 02

Прием и выдача автомобилей 09:00 - 20:00 ежедневно

Прием звонков и заявок 09:00 - 23:00 ежедневно

Chevrolet Corvette. Еду к морю.

Везет же людям! Нет, это не про "к морю", сейчас с этим проблем нет. Постановка задачи восхитила. "Я на этой машине съезжу на юг, понравится — оставлю на следующий год. Поэтому, пожалуйста, к четвергу, лишних дырок не сверлить, и чтобы в жару не вырубалась. Если что, мой мобильный у вас есть". До четверга...

Это хорошо. Стильно, так скажем. Ярко-красный "Корвет", самая знаковая и патетическая машина из числа выпускаемых к западу от Великих Озер. Предмет сновидений американских старшеклассников, который у части из них воплощается в реальность после почти выплаченного дома, двух подержанных "Ниссанов", одного почти нового "Олдсмобиля", нового "Бьюика" (в лизинг) и "БМВ", они там с ума сошли, мне пришлось ждать свою машину полтора месяца.

Потом — "Корвет". Он и "БМВ" стоят в гараже, "БМВ" просто так, "Корвет" — под чехлом, чтобы не пылился. Скоро отпуск, поеду на нем куда-нибудь, надо наконец отдохнуть почеловечески. Противники глобализации, ау! Вот она, всепланетная интеграция людей равного достатка, можете шипеть и топтать порожнюю тару из-под кока-колы хоть до посинения.

Наш тоже купил "Корвет" к отпуску, который, в силу какой-то причуды (начиная с определенного дохода у людей начинают появляться причуды, вам не говорили?), решил провести не на Средиземном море, а на соседнем, Черном.

"Шевроле Корвет" — безусловно самая знаменитая американская машина. Появившись в историческом для нас и, вобщем-то, обычном для них 1953-м, она стала первой, а как показали последующие без малого полвека — последней удачной попыткой Детройта создать спортивный автомобиль.

Конечно, автомобиль, призванный забить баки европейцам с их MG, Austin Healey, Aston Martin, Sunbeam и прочим, получился с сильным американским акцентом. Огромный (по сравнению с тогдашними конкурентами, чьи имена, кстати, почти все ушли в небытие), с немереным объемом двигателя, в то время как европейцы тогда брали миниатюрностью и легкостью своих машин, с автокоробкой, потому что половина страны до сих пор не подозревает о существовании других, и так далее.

Но проект оказался удачным, как бывает удачен перевод на иностранный язык талантливого литературного произведения. Попробуйте прочесть в оригинале "Трое в лодке". Даже хорошо зная английский, вы так устанете к третьей странице, что предпочтете то же самое, но по-нашему. Пять минут чтения того же в хорошем переводе и — держите брюки.

"Корвет" — исключительно удачный перевод слов "спортивный автомобиль" на американский. За сорок восемь лет своей истории он не уменьшился, не потерял в литраже, набрал мощность и потерял вес. Здесь уроки Европы были усвоены быстро: кузова "Корветов" начиная со второго поколения стали пластмассовыми. Американская идея рамного автомобиля (живая до сих пор, у нас на таких гибэдэдэшники ездят, Crown Victoria называется) в сочетании с легчайшим пластиковым кузовом сделали машину американской мечтой уже в третьем поколении жителей всех поколений одноименных граждан.

Другая американская традиция — кузова с открытым верхом, тоже нашла свое отражение в "Корветах". Они родились тогда, когда конвертиблы были в ходу наравне с закрытыми кузовами, благополучно пережили смутное время, когда американцы изменили своим традициям и во всеоружии встретили реставрацию американского образа жизни, что касается автомобильных крыш, даже обогатившись: за время смуты у "Корветов" появились частично съемные крыши, по схеме "Тарга".

Вот такая штука приехала "на музыку" в студию "Провайдер 2000", тамошние работы по мотоциклам у нас были в тематическом номере, даже на обложке. Система владельцу требовалась несложная, потому что окончательная судьба "Корвета" после тестдрайва на юга еще не была определена, и не сильно вторгающаяся в конструкцию машины, по той же причине. И по другой: машина почти целиком, если не считать деталей силового каркаса, пластмассовая, поэтому, с одной стороны, не резон бить много дырок в материале, более капризном и чувствительном, нежели металл, с другой — отдельно вставал вопрос о виброизоляции. Легкие пластиковые панели глушить надо было еще тщательнее, чем если бы они были обычными, из металла. Но при этом категорически противопоказано утяжелять их многослойным вибропоглощающим покрытием. За что боролись в Детройте, делая машину из легких композитов? За вес, точнее — за отсутствие лишнего веса. Так что не резон.

С составом системы в "Провайдере" определились довольно быстро, отчасти помог случай. Первоначально предполагалось оставить штатную "голову", у которой, как водится, линейных выходов ноль целых ноль десятых. Серьезных усилителей с входами высокого уровня встречаются единицы. Традиционно даже в довольно дорогих моделях такие входы ставит PPI, Поэтому усилитель выбрали PPI 5440. Потом, когда владельцу дали послушать корветовскую "голову" в сравнении с афтермаркетом, ему все стало ясно, и "голову" сменили на Clarion ARX-8370R, с чейнджером CDC-1235. С входами теперь все наладилось, но менять усилитель на другой не стали, по другим статьям он тоже вполне устраивал.

Пятиканальный PPI работает сразу на все. Два канала — на компонентный фронт (MB Quart RSDD216), два — на коаксиальный тыл (MB Quart DKD116), басовый канал — на сабвуфер JL Audio 10W6.

10-дюймовый JL Audio, как большинство головок этой марки, довольно требователен к объему. Минимальный объем, в котором получалась хорошая частотная характеристика, составил 24 литра, и то с заполнением ящика звукопоглощающим волокном, так что акустический его объем приближается к 30 л. На все три размера короба были свои ограничения: по высоте — чтобы не торчал выше уровня заднего стекла, по ширине — чтобы не загораживал тыловые динамики, а по глубине — чтобы не мешал креплению в багажнике крыши в снятом виде. Корпус сабвуфера легкосъемными застежками крепится к полу багажника, так что при случае эвакуировать его — минутное дело.

С крышей в багажнике или без, остальное оснащение ушло под пол багажного отделения. Там есть ниша, которую легко принять за отсек для запасного колеса. На самом деле запаски "Корветам" не полагается, все равно передние колеса и задние разного размера. Просто есть ниша, и все, на всякий случай. Этим случаем и стало размещение аудиокомпонентов. В нишу встал усилитель, буферная емкость и CD-чейнджер. А для того чтобы путешествие в теплые края не было омрачено срабатыванием тепловой защиты у усилителя, отсек принудительно продувается радиальным вентилятором DAXX. Для доступа свежего воздуха при этом в съемной крышке ниши сделано окно с защитной сеткой.

С тыловой акустикой проблем не было никаких. В штатные места легко встали коаксиальные "шестерки", только пришлось обработать полости вибропоглощающим материалом.

Труднее оказалось с фронтальной. От природы в "Корвете" стояли динамики BOSE, очень прогрессивной конструкции, с передним магнитом, все такое, и... с отвратным звучанием. План канонической установки разнесенной акустики был забракован владельцем, который не хотел видимого вмешательства в интерьер. Тогда, после некоторых опытов и прикидок, компоненты установили практически рядом. При снятой решетке (с логотипом BOSE, на память) видно, что мидбас поставлен в дверь на специально сделанной платформе, закрепленной с максимальным использованием имеющихся отверстий, а пищалка стоит на стальной пластине, из тех, что прилагаются к приводам дверных замков.

Подбирая кривизну пластины, добились неплохой для такой установки звуковой сцены. По всему, она должна была получиться низкой, но благодаря тому, что водитель в "Корвете" сидит почти на полу, это сказывается не очень сильно.

Отдельной историей была виброизоляция. В "Провайдере" по поводу материалов для вибродемпфирования определились очень решительно и давно. Основной материал, которым там пользуются — Noisebuster отечественного происхождения. Эффект, как выяснили "провайдерцы", ничуть не уступает тому, что получается от "Динамата", а цена вопроса намного ниже. Noisebuster уступает Dynamat только в том, что его наклейка требует более высокой квалификации, но с этим проблем у "Провайдера" вроде бы нет.

В этой машине, правда, вместе с Noisebuster применили и импортный материал Scosche Accumat. Это — по причине массы. Для дверей требовался максимально легкий материал, a Accumat, по сравнению с другими — наилегчайший.

За день до приезда заказчика (и в день нашего приезда) систему погоняли в расчетном режиме, благо жара-то какая была. Оказалось, что вентиляцию рассчитали адекватно. Раньше, чем усилитель подаст сигнал о перегреве, крышу снесет. Лучше ее заранее положить в багажник, еще до выезда к морю...

Журнал Автозвук. #9'2001.